Илья Коноплев (ikonoplev) wrote,
Илья Коноплев
ikonoplev

Categories:
  • Music:

Розничные сети челябинских производителей обрастают сервисом. Как и зачем. Моя аналитика.

Люблю, когда элементы выстраиваются в последовательность. Сначала они просто отрывочно где-то фиксируются, а потом «бац» и цепочка.

Не секрет, что Челябинск  - один из самых насыщенных пищевыми производствами городов. В этом материале мы будем смотреть только на мясопереработчиков.

Волею судеб, розница  стала сферой моих интересов, да так стала, что я себя считаю фанатом розничных технологий, и специалистом, который имеет моральное право анализировать данную тему и делать выводы J

Мне интересно и я мониторю тенденции, факты и веяния в розничном рынке не только в Челябинске, но в Екатеринбурге, Москве, Уфе и еще тройке городов, с которыми сталкиваюсь реже.

Отловил одну интересную цепочку на продуктовом рынке Челябинска. То, что раньше было  отрывочными фактами – теперь явный тренд. Начало новой эпохи развития продуктового ритейла.

Об этом и рассказ.



История вопроса и проблематика.

Когда-то давным-давно, в начале 2000-х годов основные производители мясной продукции осмыслили, что собственная розница – это быстрый и дешевый способ превратить произведенный товар в деньги. Ариант, Калинка, Равис, Аргаяша, Ромкор, Ситно – все основные производители мясной продукции давным-давно имеют собственные розничные «сети», традиционно и изначально спозиционированные как «продукт от производителя», а следовательно - «Дешево» и «Качественно». Вот основные ценности, заложенные в любую фирменную сеть производителя образца 1998-2010.

Вместе с тем, классический сетевой ритейл планомерно и методично захватывал торговые площади города вывесками, а умы горожан ценностью «дешево». Результат этого захвата мы можем лицезреть в любом сетевом магазине федеральных или региональных операторов.

Это все вело к тому, что доля продаж продукции производителей в сетях росла. А маржа снижалась. То есть работать приходится больше, чтобы заработать столько же. Ведь каждая сеть со временем становится более жадной, у каждой сети растут планы, а значит с поставщиков надо отжимать больше.

Вместе с тем не росла и эффективность работы собственных фирменных сетей: предложение монопродуктовое, а громкость крика «дешево» у федеральной торговой компании с рекламным бюджетом  в миллионы рублей сильнее. И цены, зачастую, ниже, поскольку коммерсанты во имя объема сливаемой в сеть продукции подписывались на растущие «ретряки».

А покупатель, приученный тянуться на морковку «дешево»  потянулся. И стали за последний год фирменные сети дряхлеть. Персоналу платим мало, персонал ковыряется в носу, в магазинах бардак, те, кто более менее платежеспособен уходят и эффективность продолжает падать.

А умный человек М.Дегтярев говорил: «Всегда задавайте себе вопрос «А можно по-другому?»

И, похоже, наши производители себе этот вопрос задали.

Факты и тенденции.

Первой ласточкой стал фирменный магазин «Калинка», в котором производитель колбасы стал продавать горячий хлеб, горячую буженину, горячий кофе с собой и основные сопутствующие продукты.

Здесь уже не просто «фирменный магазин». Здесь очевидны вложения в интерьер, в сопутствующие услуги.

Здесь уже никто не говорит о дешевых ценах. Их просто показывают перед входом. Хотя они продолжают оставаться дешевыми J)



Буквально тут же стали расти как грибы фирменный магазины «Ромкор» (тут правда ураганом вывеску снесло, но это временно))



Кроме традиционной колбасы и деликатесов здесь стали продавать индейку, гусей, утку, вроде даже видел баранинку, но не уверен.

Также очевидно особое внимание вопросам интерьера. И также нет упоминаний о дешевизне цен.

Совсем недавно компания «Здоровая Ферма» анонсировала запуск мясного супермаркета на трассе Челябинск-Аргаяш

Это совершенно альтернативный подход к фирменной торговле, на указателях при подъезде к магазину висят не слоганы «ЦЕНЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ», а значки «Visa», Wifi, WC, Cofee.

Внутри магазина очевидна зона кафе (пока еще не запущенная, ну т.е. не стартовавшая:-), а в ассортименте, помимо продукции производителя, есть все продуктовые категории.

И, наконец, буквально несколько дней назад компания «Ариант» запустила шесть обновленных магазинов, которые теперь позиционируются компанией как премиальные магазины у дома.

Магазины самообслуживания, с дорогим оборудованием, с перспективой выпечки, полным ассортиментом производителя и некоторыми другими категориями.

И это только за последний год.

Тенденция: 4 основные перерабатывающие компании сформировали новый формат розницы, в котором ни одной из них не транслируется ценность «низких цен», но явно прослеживается ценность сервиса: Горячий хлеб (Калинка), выпекание мяса в магазине (Калинка, Здоровая ферма), Альтернативные мясные продукты (Ромкор), полноценный продуктовый ассортимент минимаркета (Ариант, Здоровая Ферма) – это все элементы сервиса. Это инструменты, которые формируют у покупателя зайти и купить продукты именно тут, а не там, где дешевле.

Это тактика, в которой существуют и работают фирменные сети производителей в Европе.

Там население за низкими ценами ходит в дискаунтеры и гипермаркеты, за сервисом – в фирменные магазины и минимаркеты.

Неужели дожили?

Немного теории.

Основная суть №1 сервисной розницы в том, чтобы за счет дополнительных опций покупатель не думал о том, сколько стоит тот или иной продукт, в котором он испытывает потребность.

Основная суть №2 сервисной розницы в том, чтобы за счет дополнительных опций выделить и завлечь из 100% потенциальных покупателей ту часть, которая хочет и готова покупать продукцию не там, где «дешево», а там где «хорошо». Вот все эти фишки, примочки и нюшечки – это есть то, от чего покупателю в магазине должно быть «хорошо».

Да, вот такой я нелогичный :-) у меня две основные сути.

Существует, в принципе, две покупательские ценности, которыми могут оперировать торговцы это

А) низкая цена.

Б) уникальный сервис.

На первой ценности базируют свои бизнес-процессы все сетевые универсальные ритейлеры в мире. Это нормально.

На второй ценности определяют свои модели зарабатывания денег нишевые ритейлеры, которыми и являются фирменные сети производителей.

Ашан никогда не предоставит уникальный сервис, там помидоры выглядят вот так.

Но и стоят они 70 рублей.

В фирменном магазине Арианта аккуратные помидоры, упакованные в подложку стоят 140 рублей за килограмм.

И это нормально. Если это действительно сервисный магазин.

Есть, конечно, еще ряд важных принципов, тонкостей, и деталек, которые определяют успех сервисного магазина, но это все отрабатывается, было бы понимание у владельца такого бизнеса, что сервисная розница – это не столько и не только интерьер и хорошее оборудование.

Прежде всего, это ежедневная работа с персоналом по вбиванию этих ценностей в головы. Персонал должен как минимум здороваться. В магазине должно быть как минимум чисто и светло. А продукция должна быть гарантированно свежей. Все остальное – мелочи. Но именно мелочи формируют успех сервисной розницы. Внимание к мелочам – это то, от чего, зачастую, проигрывают сервисные начинания. Весь сервис – это мелочи.

А еще важно место. Премиальный магазин должен быть открыт там, где премиальная аудитория готова и хочет туда ездить. В этом плане отличное место у супермаркета «Здоровая ферма» Верное направление на Увильды.

А еще важно не рвать шаблон. Сервисная розница и низкие цены - это несовместимые вещи. За фишки надо платить. Если только владелец компании не реализует стратегию сознательных убытков во имя лояльности, но это чревато другим.

Это вопрос маркетинговой политики. И з 4-х указанных компаний только "Калинка" не обладает собственным поголовьем скота и может позволить управлять сервисной розницей с точки зрения маркетингового инструмента. Остальным надо продавать выращиваемое мясо. 

Говоря коротко, попадая в сервисную розницу покупатель должен забывать о том, что в магазине есть ценники.

Выводы и прогнозы.

Эта тенденция отмечена мной во втором городе этой страны. Сначала это пришло в Москву. Там крупнейшая сеть «Мяснов» переименовывается в «ЗдорОво» и начинает продавать продукты в ценностях «Здоровое питание», мясокомбинат «Велком» открывает при магазинах фаст-фуды, а «Останкино» жарит колбаски и наливает кофе приямо в магазинах «Первый мясной».

Очень хочу, чтобы задуманное получалось у каждого из перечисленных игроков. Чем больше сервисной розницы, тем мощнее торговая сила города.

Я искренне уверен, что диктат ценности «дешево» - это зло для общества. Потому что этой ценностью нас приучают есть некачественную еду, т.к. ни один производитель не будет делать продукт дешевле в ущерб своей выгоде.

Еда должна стоить дорого, тогда это будет качественная еда, а наличие сервисного ритейла в городе – это четкая альтернатива ценовой рознице, и каждая из этих розниц будет конкурировать как внутри себя, так и между собой, делаю торговлю лучше.

Я очень сильно хочу, чтобы владельцы указанных сетей серьезно и трепетно относились к своим детищам и их эффективности, а количество магазинов росло и росло. Это будет на благо всем.

Больше магазинов, хороших и разных! 



Tags: Челябинск, конкуренция, маркетинг, мясопереработка, розница
Subscribe

  • Деловой 2017 всё. Типа итоги.

    Все! Закончили последний Скайп с командой проекта World Gym Красногорск. Ну, в этом году последний. Рюкзак за спину и на Курский. Домой. Перехожу…

  • Про музыку, Deep House и околомузыкальное общение.

    Всем привет и что-то давно я про музыку и свое к ней отношение не рассказывал. А оно никуда не делось, увлечение это, я все также собираю музыкальные…

  • Про хобби и телеграм-чат

    У каждого должно быть свое маленькое развлечение, правда же? Я вот музыку коплю, собираю интересные творения из мира House, Deep House, Lounge и…

promo ikonoplev september 25, 2018 14:10 Leave a comment
Buy for 500 tokens
4P помните? Думаете что-то изменилось? Ровным счётом ничего, за одним лишь исключением. Во время возникновения 4P была одна среда - оффлайн. Сейчас их две. Появился онлайн. Все остальное тоже самое. Продукт, плейс, прайс и промоушн, который все это несёт в ца. Только ца теперь тоже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments

  • Деловой 2017 всё. Типа итоги.

    Все! Закончили последний Скайп с командой проекта World Gym Красногорск. Ну, в этом году последний. Рюкзак за спину и на Курский. Домой. Перехожу…

  • Про музыку, Deep House и околомузыкальное общение.

    Всем привет и что-то давно я про музыку и свое к ней отношение не рассказывал. А оно никуда не делось, увлечение это, я все также собираю музыкальные…

  • Про хобби и телеграм-чат

    У каждого должно быть свое маленькое развлечение, правда же? Я вот музыку коплю, собираю интересные творения из мира House, Deep House, Lounge и…