Илья Коноплев (ikonoplev) wrote,
Илья Коноплев
ikonoplev

Categories:

Один рабочий день с главой администрации #Копейск`а, или как делается город-менеджмент.

Эта история началась с того, что на одной из улиц Копейска я увидел машинку, на заднем стекле которой было наклеено буквами возмущение по поводу качества копейских дорог, обращенное с использованием нецензурных слов к его главе Вячеславу Истомину.  Вот мне стало неприятно оттого, что человек делает нелицеприятные умозаключения, не представляя реального положения дел о том, чем и как занимается управляющий городским хозяйством, выставляя сам себя недалеким товарищем.

Но в то же время, мне стало интересно, а как вообще работает глава городской администрации?  Как делается этот тип менеджмента, и чем отличается управление городом от управления компанией?

Почему-то у меня была внутренняя уверенность, что загрузка там ого-го, а вот фактов у меня не было.

Поэтому я не поленился, нашел время Вячеслава Истомина, сделал ему предложение стать участником моего некоммерческого проекта и рассказать, как работает глава администрации. Вячеслав согласился и вот, 17 апреля 2014 года, в 8.56 я врываюсь в здание городской администрации.



Репортаж будет в формате хронологического повествования от моего имени, иногда будет прямая речь. Слова Вячеслава или других собеседников я буду выделять вот таким курсивом.

Когда я вошел в кабинет, то за круглым столом уже восседала делегация, и я пока не понимал, о чем идет речь. Оказалось, что проходит презентация ледовой аренды, проект которой и предлагался к рассмотрению.





В кабинете присутствовал представитель инвестора, представляющий интересы итальянской компании. Комментируя предложение, Вячеслав Истомин проговорил, что весной подобные проекты появляются с завидной регулярностью, но зачастую, они существуют лишь в виде прожектов, не подкрепленные источниками инвестирования. В данном случае ситуация другая, заверил представитель инвестора. По итогам презентации договорились, что когда в Копейске будет сам инвестор, то будет повторная встреча с обсуждением деталей по возможности реализации этого проекта в Копейске.

В 9.25 закончили встречу с инвестором, и Глава пригласил в зал заседаний на четвертом этаже, на совещание по проведению субботника. Поднимите руку те, кто не знает, какая за кем закреплена территория? Почему-то руки не поднялись. Далее были технические моменты: Как будет организован вывоз мусора, собранного по итогам субботника, как поощрить тех, кто особо рьяно и оперативно наведет чистоту за нами с вами, граждане-сограждане. Угроз никаких не звучало :-)

Я обратил внимание, что в зале были две женщины, ведущие какие-то записи. Я так понял, что это так формируется протокол. Все правильно. Все, что озвучено, должно быть записано.

В правом нижнем углу мой протоколизатор можно увидеть, тоже все записывал. Только голосом.



После того, как эта встреча закончилось, Вячеслав попросил не покидать заведение и сказал, что сейчас будет пресс-конференция по поводу удачного завершения одного общегородского спорного вопроса. А я обратил внимание, что в моменты пауз и перерывов всегда находятся люди, желающие «оперативно решить какие-то небольшие вопросы с городским менеджером».



Через несколько минут гости совещания по коммунальным вопросам поехали работать, а в зал пришли журналисты с камерами и диктофонами.

Слева и справа от Вячеслава разместились некие господа представительского вида. В течение 5 минут было сказано о том, что в ходе долгих и сложных переговоров достигнут мир и взаимопонимание в итоге длинного конфликта между двумя водоснабжающими организациями, руководители которых торжественно пожали друг другу руки. Вячеслав добавил, что сегодняшнее событие – это хороший пример того, как конфликт может быть решен переговорным путем и рассказал журналистам, чтобы те рассказали жителям города, как теперь нужно оплачивать воду.

Суть конфликта мне не совсем понятна, поэтому чего-то более вразумительное сказать по этому поводу мне нечего. Но менеджерское решение очевидно!

В 10.22 мы вернулись в кабинет, где 8 минут было потрачено для короткой встречи с  руководителем таджикской диаспоры, который подтвердил готовность 150 его соотечественников помочь с проведением городского субботника. Ему просто спасибо сказали)

В 10.30 в кабинете появился мужчина, представившийся как руководитель  центра общественного контроля по надзору за Жкх Челябинской области. Он рассказал главе про планы по проведению семинаров для населения, задача которых в том, чтобы ликвидировать безграмотность граждан в вопросах взаимодействия с коммунальными компаниями. Степень  актуальности этой проблемы мне стала понятна чуть позже.

В 10.45. В кабинет пригласили участников следующей встречи. Моему, в т.ч, вниманию был предложен еще один инвестиционный проект.




Многофункциональный спортивно-оздоровительный комплекс с керлинговой базой. О как!

После обсуждения, я уточнил у Вячеслава порядок, по которому вообще рассматриваются такие проекты.

Понимаешь, любой инвестор начнет более ли менее серьезно рассматривать возможность вложения средств и считать окупаемость, когда будет гарантия администрации о возможности предоставления земельного участка. Городу такой комплекс нужен – у нас есть рекреационная зона на въезде в город, где этот комплекс будет очень уместен, поэтому, оценив его, мы выдали такой документ. При оценке подобных проектов мы смотрим, насколько серьезны намерения тех, кто их выдвигает и есть ли эти намерения вообще. Но это не значит, что строительство состоится, после подтверждения со стороны администрации. Часто, инвесторы начинают разработки более детальных проектов, на конкретных участках и только после этого принимают окончательное решение.

В 11.01 мы выдвигаемся из здания администрации и пешком идем в общество слепых. Это рядом. По дороге  проходим дворами, мимо газонов, на которых после стаявшего снега валяются кучи мусора. И как-то риторически звучит вопрос Вячеслава: Вот скажи, кто это накидал? Челябинцы приехали и навалили все это? Нет же…

Кстати, пока шли, я выяснил, что территория Копейского городского округа 368 кв.км, и на ней расположено 1 500 улиц. Территория Челябинска, к примеру, 500 кв.км.

В 12.03 мы приехали в Потанино – это поселок на территории округа. Здесь нас ждет делегация делегатов с какими-то щитами и планами на школьном стадионе.



Оказалось, что компания «Новатек» обещала построить площадку для мини футбола той школе, команда которой победит в областных соревнованиях по этому виду спорта. Вот команда школы №45 победила, и Новатек пригласил рассказать, что и как они собрались строить. Вячеслав задавал вопросы, уточнял «почему тут, а не вооооон там и где это, а где вон то». В итоге дали добро.

Тут же, рядом в Потанино, расположен сквер, которому судьба в этом году быть облагороженным вот по такому проекту.



Сейчас сквер выглядит примерно так



Дорожки только асфальтируйте там, где людям ходить удобно и где уже проложены тропинки. Переделайте проект и через неделю покажите.

А еще, оказывается, в реконструкцию этого сквера будут вкладываться частные деньги. Не бюджетные. Потому что бюджетных денег на реконструкции дворов не хватает, там есть более приоритетные задачи. Зачем тогда предпринимателям вкладываться? Потому что это их город и люди, которые ведут тут бизнес  это понимают и готовы вкладывать в инфраструктуру жизни для своих сотрудников. То есть получается, что глава администрации – это некий координатор по привлечению внебюджетных инвестиций в пределах своей локации. Тоже функция и, кстати, далеко не самая последняя.

А мы перемещаемся в другой поселок Бажово, но, не доезжая его, сворачиваем с дороги и приезжаем в такой вот очаг культуры и санитарии, вокруг которого ездят грейдеры и грузят эти результаты человеческой деятельности в грузовики.



Свалка организовалась тут за период «меньше года», и не в первый раз. Происходит это оттого, что вокруг частный сектор, и здесь нет системы контейнеров и платы за вывоз мусора, как в многоквартирных домах. Жители вместо того, чтобы скинуться и оборудовать площадку, решают вопрос вот так. Уборку делает администрация за счет казны. Потому что законодательного инструмента воздействия на жильца, кроме административного штрафа в 100 рублей у администрации нет.

Предложил поставить детекторы движения по периметру и пулеметы с краской, кто на территорию зайдет, того бах-бах и разукрасили. Все посмеялись. Но инструмент есть – надо землю в таких местах передавать в управление собственникам, тогда он никого сюда не пустит с мусором.

В 13.22. мы приезжаем на улицу Володарского, где стоит дом, который скоро снесут, а жителей всех переселят.



Вячеслав общается с жителями, показывает мне, в каком состоянии живут люди и проговаривает всем, что к осени они все переедут. Дом охраняет такой вот барбос. Получается он тоже переедет в новостройку. Вот соседи-то рады будут))



Теперь мы перемещаемся внутри поселка Бажово вот по такому обращению:



Нас встречает группа жителей, в т.ч. молодые люди, авторы обращения. Вячеслав уточняет, готовы ли люди вкладывать свои средства в строительство спортивной  площадки, чем вызывает удивление собравшихся. Многие люди думают, что строительством площадок, содержанием дворов в чистоте должна заниматься администрация.

Но это не так. Хотя администрация помогает. Вячеслав предложил жителям собрать часть суммы, нужной для строительства площадки, а остаток средств предоставит школа военно-патриотического воспитания.

Далее мы направляемся на завод по сортировке мусора, а по дороге мне показывают сквер, который еще в прошлом еще году выглядел также, как и сквер на Потанино, где  мы были чуть ранее.



Историю про посещение завода по сортировке мусора я уже рассказывал. С ней можно познакомиться вот тут

А наш путь лежит в поселок Железнодорожный, где глава общается с ветеранами, и в ходе общения ему рассказывают, что недавно открывшийся аптечный пункт, единственный в поселке, работает до 17.00 часов. Мы решили до него прогуляться. Так и есть.



Глядя на эту табличку, с точки зрения потребителя, очевиден маразм. Ну как так? Работать до 17 часов и не работать в субботу и воскресенье. Но на взгляд бизнесмена видится другое. В этом пункте работает один человек. На пятидневной рабочей неделе. И такой режим работы продиктован лишь тем, что владелец минимизирует затраты. Два человека держать – невыгодно. Если бы было выгодно, то режим работы был бы 8-21 без перерывов и выходных. Оказывается, в этом поселке долгое время вообще не было пункта по продаже лекарств и, по просьбе главы администрации, владельцы аптеки запустили здесь небольшую точку. Прямо на месте Вячеслав Истомин связался с людьми, которым принадлежит аптека, и попросил подумать над тем, как можно оптимизировать график работы.

После этого мы вернулись в Копейск, где последовательно проехали по нескольким обращениям от жильцов. Вот тут, например, набезобразничала компания, делающая ремонт теплосетей.



Суть безобразия в том, что раньше тут была вполне приличная дорога для автомобилей, а сейчас -направление.

Жители задают главе разные вопросы.



Вообще, все вопросы можно условно разделить на четыре большие группы:
- Тарификация и начисление сумм за коммунальные услуги
- Состояние дворов, придомовой территории;
- Взаимодействие с бизнес-единицами (магазинами, предприятиями, строителями);
- Взаимодействие с управляющими компаниями;

Практически в каждом случае глава администрации разъяснял жителям, как и с кем нужно взаимодействовать по тому, что волнует людей.

Знаете, какой я вывод сделал?

Мы, жители,  еще, во многом, не выросли из советского союза, когда государство нам все делало и было должно обеспечивать население, а люди работали на государство. Жители не знают, что и как они должны требовать с тех компаний, с кем они заключили договора. По сути, администрация города может выступать здесь пинателем или неким регулятором между исполнителями договоров (коммунальные, управляющие компании) и жителями. Но я видел, как жители не хотят об этом задумываться. В некоторых случаях люди думают, что проще накатать жалобу и «там разберутся». А «там» есть чего поделать.

Одно только привлечение внебюджетных инвестиций каких временных затрат стоит.

И вот тут-то мне и стал понятен смысл и важность семинаров, о которых рассказывал в начале этого повествования. Администрация должна управлять технологией по обучению населения правилам и законам взаимодействия с хозяйственными контрагентами. И реагировать на ситуации, когда это взаимодействие не получается.

Одним из последних визитов была встреча с предпринимателем, который помогает администрации с заменой окон для тех пенсионеров, окна которых пострадали от падения того самого метеорита. Мы встречаемся с Константином и вместе идем в квартиру пенсионерки, о проблемах с окнами в доме которой, стало почему-то известно только что. Константин вставил за счет своего бизнеса более 30 окон. При этом никто ему за это не платил. Бабушка была рада увидеть и главу городской администрации и гостя, который оценил объем замены и назвал дату, когда придут замерщики для точного замера окна. Это, собственно, тоже пример внебюджетных инвестиций.

В общем, в администрацию мы вернулись к 17 с чем-то часам и в зале для совещаний подвели итоги. Видите этого юношу справа от Вячеслава Истомина? Этот парень победил на городском конкурсе «юных мэров» и в качестве одного из бонусов получил возможность один день провести вместе с Главой администрации. Он весь день ездил с нами. Или я с ними…J



В приемной нас встретила секретарь, предоставившая ежедневный набор корреспонденции, которую Главе еще предстояло разобрать



Когда «план на день» мы завершили, я задал несколько вопросов, которые меня интересовали с точки зрения менеджмента:

Сколько времени вы проводите в офисе? Та структура дня, которая была сегодня – это спланированный разъездной день, насколько он близок к ежедневной работе?

В кабинете и залах для совещаний проводится минимум времени. Глава не должен находиться в кабинете, в здании администрации. БОльшую часть времени я провожу в разъездах, из которых примерно половина времени – это решение вопросов с жителями на местах. Конечно, сегодняшний день был несколько уплотнен, чтобы ты и коллеги могли посмотреть весь спектр решаемых задач и функций, но принципиальных отличий нет.

Кто просматривает обращения жителей? Какова их роль в вашем менеджменте?
Все обращения я просматриваю сам. Другое дело, что на личный контроль беру не все. Вообще обращения – это маяки. Если отфильтровать откровенно пустую информацию, то для меня это инструмент контроля наших подразделений, которые должны отрабатывать вопросы хозяйствования комплексно, и если где-то есть недоработки, то жители об этом подсказывают.

Если вы большую часть времени проводите вне офиса, то как организуете работу служб?
Делегирование. Это основа. Для того, чтобы я мог решать вопросы города на областном, региональном уровне, работать с инвесторами, представителями инфраструктурных компаний и жителями, должна работать система. У нас работает система делегирования полномочий. Есть структура, есть руководители, у каждого из которых есть плановая работа и показатели результативности. А у меня есть инструменты контроля. Внутренние процессы – это работа менеджеров.

Все как у нас, в бизнесе, сделал я вывод. Ведь на самом деле – управление городом – это тот же самый бизнес, с точки зрения «дела» или «делания», подчиненный тем же законам: Есть цели, задачи, ресурсы, инструменты, сложности взаимодействия. Есть клиенты, контрагенты, инвесторы. И мне вот Вячеслав показался грамотным менеджером, базовые инструменты которого – это делегирование, информирование и… контроль. Ничего нового и необычного.

Зона роста для администрации вообще, на мой взгляд, это информированность населения о своей деятельности в том виде, в котором эту информацию готовы получать клиенты – жители города. Ведь закон «С клиентом надо говорить на его языке» действует и тут.
Может быть, когда информации о том, что и как делается для развития города, станет больше и она будет доступней, «умников», пишущих на своих машинах нецензурные вещи в отношении тех, кто для них же и работает, станет меньше.

Ну а напоследок итоги это дня в цифрах, часть из которых я осветил в этом репортаж, часть пропустил, ибо было бы уж "очень много букв"




Вот какой-то такой получился четверг 17 апреля.

Всем весны!

я пишу о челябинских бизнесах, потому что мне это интересно. Подробности и детали проекта здесь. Если вы занимаетесь B2C бизнесом в реальном секторе экономики, любите свое дело и плаваете в нем как рыба в воде. Пишите мне, а я расскажу всем.
Tags: Как делается Челябинск, Копейск, общество
Subscribe

promo ikonoplev september 25, 2018 14:10 Leave a comment
Buy for 500 tokens
4P помните? Думаете что-то изменилось? Ровным счётом ничего, за одним лишь исключением. Во время возникновения 4P была одна среда - оффлайн. Сейчас их две. Появился онлайн. Все остальное тоже самое. Продукт, плейс, прайс и промоушн, который все это несёт в ца. Только ца теперь тоже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments