?

Log in

No account? Create an account

Как оставаться в тонусе: Бизнес, Активности, Путешествия.

Амбассадор Сочи в Москве. Развиваю фитнес-бизнес, делаю маркетинг услуг через доверие, Бегаю.

Previous Entry Share Next Entry
15 фактов про #Челябинск`ие магазины разливного пива и индустрию разливной розницы.
ikonoplev
Помнится, в июне каждый второй звонок по аренде небольших точек был связан с желанием предпринимателей открыть магазин разливного пива. Я категорически всем отказывал. Потому что был наслышан о том, какой бардак остается арендодателю после того, как к осени такие предприниматели приходят и просят снизить аренду – не сезон же, и, получая отказ съезжали.

Когда ко мне обратился очередной желающий с предложением аренды одного из объектов под магазин разливных напитков, я традиционно отказался. Пивники же. Он настаивал, задавал вопросы и был уверен в своем намерении. Давай, говорит, съезди в наш действующий магазин, посмотри подход, формат, потом уже отказывай.

Съездил, посмотрел, все равно не убедился. Понимаешь, отвечал, ну вот вы сейчас денег вбухаете, а осенью скажете – нет у нас выручек, нечем аренду платить, и зачем мне это?

«Мы дистрибьюторы, на рынке пивной логистики более 5 лет, у нас 10 собственных точек работает в другом городе. Мы инвестируем, потому что хотим иметь более высокую эффективность в компании, спокойно объясняли мне эти ребята, которые вместе решили запустить в Челябинске очередной розничный разливной проект».

Когда у компании, желающей работать в придомовой рознице текущего потребления, есть закупочная эффективность – то это уже другой разговор, решил я и мы подписали договор аренды.

Мне понравился подход, с которым эти парни идут в эту, казалось бы, перенасыщенную розницу. И вот сидели мы с ними как-то за чашечкой зеленого чая с имбирем и рассуждали об этой индустрии и о том, зачем они решили делать магазины разливных напитков «ГутенТаг». Делюсь фактами.

IMG_0290.JPG

1.       Когда-то рынка разливных напитков не было.

Верите в это? А это так. Истории специализированных  магазинов «Драфт Шоп» в Челябинске не более 7 лет. Именно тогда открытие розничных точек разливного пива начало приобретать массовый характер.

Иностранцы до сих пор удивляются тому, как эта ниша выстрелила в России, те же 3-4 года назад многие представители западных корпораций, усмехаясь, предвещали скорую гибель этой индустрии. Нигде в развитых пивных странах такой темы, как магазины разливных напитков нет. Там, где традиции потребления пива выращены годами, люди привыкли пить пиво в местах – зашел, попил пива, пошел дальше. Там эти напитки доступней, чем в нашей Хореке.

2.       Почему они (магазины разливного пива) разрослись как грибы?

Дубльгис посчитал, что в Челябинске 146 организаций, торгующих разливными напитками в розницу. Точек, которыми управляют эти организации – на порядок больше, т.к. у многих из них не один и не два магазина.

Точек много потому что когда предприниматели осмыслили, что этот сегмент доступен для входа, является высокомаржинальным, хоть и весьма сезонным, то в него пошли многие – он не требовал много денег для старта. В свое время он позволял получать хорошие доходы. Это было 3-4 года назад. И все было просто. Конкуренции не было, профессиональных магазинов не было.

3.       Как появились компании-дистрибьюторы разливных напитков.

«Изначально мы занимались бутилированным пивом, были дистрибьюторами разных заводов. До 2008 года было все хорошо. Но к 2009-му году рынок бутилированного пива консолидировали несколько транснациональных игроков, большую его часть. В тоже время и центры потребления бутилированных напитков сместились в сетевые магазины, также по-большому счету федеральные, стало понятно, что на этом праздники логистики мы – лишнее звено. Мы обратили внимание на растущий рынок разливной розницы и через какое-то время стали логистом, обеспечивающим поставки от заводов в розницу».

4.       Что было вперед? Пивные магазины или заводы разливного пива?

Забавно то, что появление ниши «Драфт Шоп» позволило не то, чтобы выжить, а развиться некоторым заводам, которые сосредоточились именно на этом канале и значительно в нем преуспели. Хотя и национальные компании сейчас активно работают на этом рынке, но доля их не велика. Вообще, спрос рождает предложение, а родина этой индустрии находится в Новосибирске, именно там появились первые специализированные  точки по продаже разливных напитков.  Кстати, в Нске Дубльгис насчитывает 338 организаций (не точек) по продаже разливного пива. Это в два раза больше, чем в Че.

5.       Зачем вы пошли в розницу?

Ответ моих собеседников на этот вопрос я приведу в виде вот такой диаграммы.

Рисунок1.jpg

Средняя себестоимость одного литра продукции с российского завода выходит на уровне 40 рублей за литр напитка. Если завод расположен, к примеру, в Сибири, Алтайском крае, то на логистику можно смело закладывать еще 10-15 рублей, а с учетом интереса дистрибьютора в магазин напиток попадет по 60-70 рублей.

На полке потребитель увидит его, в этой ситуации где-то по 80-90-100 рублей за литр, не считая тары.

«Время шло и некогда одиночные магазины превратились в профессиональных операторов, другие предприниматели просто открыли 3-5 точек, оставаясь посредниками,  мы уловили тот тренд, что все больше выступаем благотворителями, выкупая продукт у завода и отдавая его на реализацию розничным операторам. Параллельно попробовали сами заняться розницей и поняли, что можем проводить продукт до потребителя напрямую сами».

6.       Почему пиво является одним из самых быстрорастущих в цене товаром?

По мере роста числа точек продажи разливного пива, растут еще некоторые вещи. Предложение, безусловно, также прирастает. Появляются новые заводики, заводы, лаборатории.

Но, кроме этого, увеличивается и акцизная нагрузка на продукт. Каждый год государство увеличивает объем акциза на единицу готового продукта. В результате растет цена. Ни производитель, ни дистрибьютор, ни розничный продавец не хочет терять свою доходность, поэтому за все платит потребитель. Как и везде. Сейчас производитель платит 18 рублей с каждого литра продукции, это половина себестоимости  продукции.

7.       Как сейчас трансформируется пивная розница, что происходит с дистрибьюторами?

На сегодняшний день  более-менее крупных пивных дистрибьюторов, которые обеспечивают пивную розницу напитками – не более 10. Из них как минимум четверо уже пошли в собственную розницу. Медленно, аккуратно, пробуя, но пошли. И именно этот тренд ознаменовывает начало консолидации рынка розницы разливных напитков. Они его переделают.

Пройдет еще пара лет и от того обилия вывесок и креатива названий пивных миров, родников, раев и т.п. не останется и следа. Большую часть рынка займут те профессиональные сети, которые уже успели сформироваться (Пиватория, Пивстанция) и рядом с ними не менее уверенно встанут сети пивных дистрибьюторов.

Причин замещения две: с одной стороны выдавливание - дистрибьюторы будут искать удачные места, вставать рядом с несетевыми точками и за счет логистической эффективности ставить цены ниже и забирать себе поток. В тоже время можно ожидать и усиления ограничительных мер со стороны государства.

Даже мне через 2-3 месяца в своем «Домашнем» скоро нельзя будет продавать алкоголь, включая пиво, как и соседним «Красному-Белому» и «Пивстанции». Каждому из нас придется находить решение.  А сколько таких еще мест в городе?

8.       Пивной дистрибьютор – это не только поставщик продукта, это еще и сервисная компания, обеспечивающие обслуживание оборудования.

Особенность сложившейся практики на рынке разливной дистрибьюции в том, что кроме напитка дистриб обеспечивает так называемый сопутствующий сервис – держит запасы сменной тары (оборотные кеги), предоставляет оборудование для пролива напитков розничным операторам, обеспечивает чистку, мойку ремонты этого оборудования. Без этих поддерживающих процессов торговля пивом затруднена и тот факт, что эти услуги оказываются дистрбьюторами бесплатно, долгое время играл на руку розничным операторам. До относительно недавнего времени. Когда операторы поняли, что могут сами обеспечивать розничную торговлю.
Розничному игроку, пусть даже сетевому, профессиональному освоить пивную логистику и поддерживающий сервис сложнее, чем логисту зайти в розницу. Чем и начали пользоваться логисты.

9.       Что такое живое пиво?

Несмотря на то. Что многие магазины разливных напитков позиционируют себя как магазины «живого» пива – не все оно живое.
«Классически живое пиво – это хмель+солод+вода.  Для увеличения сроков годности в этот тройственный союз ингредиентов добавляются консерванты. В зависимости от технологичности производителя их объем может быть разным. Живым, хорошим пивом можно назвать то, что хранится не более месяца. Однако на рынке есть образцы, которые могут храниться в кеге, в открытой кеге, до полугода. Мы с такими продуктами не работаем».

10.       Сложно открыть пивной магазин? Какие планы по открытию?

Скорость не главное. Мы пробуем. Первый магазин был открыт в мае, второй в начале июля на Университетской Набережной, а третий мы запустим в Парковом в августе и, полагаю, на этом в 2014 году остановимся на открытиях. Будем отрабатывать эффективность.
Мы идем по такому принципу: Самое главное, чтобы потребителю было понятно, почему он должен приходить к нам.

IMG_0286.JPG

11.       А почему он должен приходить именно к вам?

«Сейчас мы отрабатываем технологии «околопивной кухни». Будем продавать раков, курицу к пиву, думаем о приготовлении колбасок. Прорабатываем. Традиционно магазин разливных напитков – это напитки, к ним снэки – чипсы, рыбные снэки, сухари. Зачастую продается рыба. Мы идем дальше и будем предлагать потребителю качественную, профессиональную закуску, если угодно – полноценный ужин. И сейчас с нашим партнером на одной из точек мы отрабатываем меню, а уже во всех магазинах продаем собственные сухари, которые разлетаются как горячие пирожки».

IMG_0289.JPG

12.       Как вы выбирали места?

При выборе точки мы смотрим на проходимость, считаем пешеходный и авто траффик, качество проживающего вокруг населения, перспективу точки. Скорее всего, мы бы не открылись рядом с профессиональным магазином разливных напитков, но наличие рядом одиночного или микросетевого магазина для нас не стало бы ограничением.

13.       Зачем вам в магазинах стойки из массива дерева? Все эти предметы интерьера? Почему не просто низкая цена?

Мы делаем так, чтобы магазины нравились, чтобы в них приятно было заходить. В магазинах ставим лавочки, чтобы было, куда поставить сумки, подождать пока очередь.

Мы понимаем, что интерьер не является основной для выбора торговой точки, но при наличии хорошего ассортимента и нормальной рыночной цены точка, в которой будет аккуратно, свежо и приятно будет лучше привлекать клиента.

IMG_0283.JPG

14. Зачем вы превратили одну комнату в холодильник?

Существует два способа охлаждения напитка – это охладитель, когда напиток хранится при комнатной температуре и охлаждается в момент пролива из кеги, когда трубки, по которым идет пиво к бутылке проходят через специальные емкости с холодом, охлаждая напиток.

Мы делаем не так. Мы держим кегу в холоде. Всегда. Таким образом я гарантирую потребителю то, что продукт свежий и никакие ненужные процессы брожения в нем не происходят.

Вот тебе пример: стоит открытая кега, сегодня тепло и пролив хороший, она стоит в комнатной температуре. Завтра стало холодно, идет дождь. Продажи почти нулевые, в трубках остатки продукта. При комнатной температуре. Так появляется бактерия. Она попадает в кегу. И если пролива не будет, например, дожди идут дня 2-3, то вся кега может скиснуть и узнает об этом первый кто? Потребитель.

Именно поэтому мы выполняем два основных закона свежего пива:
- кеги хранить в холоде. Всегда.
- трубки и оборудование чистить каждые 2-3 дня.

Все, больше ничего для сохранения свежести пива не требуется.

15.       А пиво воруют?

Самый просто способ, традиционный и исторический – это недолив. Причем правило «Если кега на 19 литров, то в ней 19 литров» не работает. Зачастую, в кеге пива больше, чем заявлено и продавцы пытаются этим пользоваться. А мы контролируем.


IMG_0282.JPG

Вообще, очевидно, что технически открыть пивной, как и мясной, рыбный, овощной, да какой угодно магазин – не сложно. Сложнее другое. Сложнее выбрать место. Выбрать его так, чтобы аудитория совпала с форматом. Чтобы тем, на чьем пути ты поставил точку он был нужен. И умение оценивать место – это умение.

А еще сложно иметь закупочную эффективность. Увы, друзья, но те времена, когда вы, осмыслив, что в вашем районе не хватает кондитерского магазина берете и втыкаете точку и возите печеньки от ближайшего оптовика, а конфетки к вам привозят производители, так вот те времена прошли. Потому что, как только вас отмониторят и увидят те же печенковые дистрибы, они бац и воткнут рядом с вами вторую точку, и их цены будут ниже.

В придомовой рознице выигрывает лишь тот, кто имеет два фактора: удачно подобранное место и (именно и, а не или) закупочную эффективность в своей ключевой категории. Вот тогда – в путь. Тогда и Магнит не страшен.

Категорически желаю начинанию коллег расти во всех нужных направлениях и призываю всех пить сок)

Всем лета, ура!

Я пишу о челябинских бизнесах, потому что мне это интересно. Подробности и детали проекта здесь. Если вы занимаетесь B2C бизнесом в реальном секторе экономики, любите свое дело и плаваете в нем как рыба в воде. Пишите мне, а я расскажу всем.

promo ikonoplev september 25, 14:10 Leave a comment
Buy for 500 tokens
4P помните? Думаете что-то изменилось? Ровным счётом ничего, за одним лишь исключением. Во время возникновения 4P была одна среда - оффлайн. Сейчас их две. Появился онлайн. Все остальное тоже самое. Продукт, плейс, прайс и промоушн, который все это несёт в ца. Только ца теперь тоже…

  • 1
Если честно, то половина пунктов из области чуши и бреда.
1. "Нигде в развитых пивных странах такой темы, как магазины разливных напитков нет. Там, где традиции потребления пива выращены годами, люди привыкли пить пиво в местах – зашел, попил пива, пошел дальше. Там эти напитки доступней, чем в нашей Хореке."
------Да, это чисто совковое изобретение. Но это говорит лишь о низкой культуре потребления пива и посещения баров. Стоимость пива на западе в барах совсем не выше чем у нас(если не брать Чехию). В Англии - 3.50-4 фунта, в Германии - в районе 4 евро, во Франции - около 6 евро, в штатах - 6-7 долларов.
2. Низкий порог входа, вот все и ломанулись
5. За 40 рублей за литр с завода выходит моча молодого поросенка. Нормального качества пиво будет стоить от 70-80 до 130-150 рублей. Просто исходя из затрат на ингредиенты. Если делать пиво из дерьма, то и получится дерьмо, а российского качественного хмеля нет.
6. Продажа пива не лицензируется. Поэтому разливайкам не важно соседство с мед и образовательными учреждениями.
8. Зачем самостоятельно осваивать сервис на первых порах? Продавц с удовольствием выделят сервисников, лишь бы был пролив.
9. "Живым, хорошим пивом можно назвать то, что хранится не более месяца. Однако на рынке есть образцы, которые могут храниться в кеге, в открытой кеге, до полугода."
-----Просто бред. Никакое пиво в открытой кеге полгода не простоит. Пиво в открытой кеге должно пролиться за 3-4 дня. Максимум неделя. Консерванты влияют на срок хранения в закрытой кеге. Основные проблемы не в консервантах, а в условиях хранения и перевозки. Пиво весьма деликатный продукт и возить его надо в рефах и хранить также.
14. Угум-с)) Для пива важен только ПРОЛИВ. Есть пролив и ничего киснуть не будет, нет пролива и несмотря на холодильную камеhe через неделю пиво будет не то. У холодильной камеры есть еще минус - длина трассы: промыв осуществляется не каждый день, в результате с утра первый посетитель пьет вчерашнее пиво, постоявшее в трассе. Трассу положено промывать каждый день перед началом работы, но никто этого не делает.

Как категорично. УУУХ))

я только один пункт прокомментирую.

6. Продажа пива не лицензируется. Поэтому разливайкам не важно соседство с мед и образовательными учреждениями.

Читаем, коллега, закон-батюшку:

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 171 -ФЗ в редакции Федерального закона № 218-ФЗ, вступившей в силу с 22 июля 2011 года, розничная продажа алкогольной продукции, в частности, запрещена: на территориях, прилегающих к детским, образовательным, медицинским организациям, а также к объектам спорта; на остановочных пунктах движения всех ввдов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, а также на автозаправочных станциях; на оптовых и розничных рынках, на вокзалах аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также на прилегающих к таким местам территориях; в нестационарных торговых объектах.


При этом запрет на розничную продажу алкогольной продукции в указанных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, а также в нестационарных торговых объектах, не распространяется на розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5 процента объема готовой продукции, осуществляемую организациями, и на розничную продажу пива и пивных напитков, осуществляемую индивидуальными предпринимателями, при оказании этими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также на розничную продажу алкогольной продукции, осуществляемую магазинами беспошлинной торговли.

Пивдос к этой бадяге пришпандорили в 2013-м вроде как)

То есть какбэ ни причем тут лицензирование. У лицензирования другая история). Пиво напиток какой? Алкогольный, значит статья 16 ему претит быть продаваемым вблизи (в Челябинской области эта вблизь определилась как 30 метров) рядом с лицензированной мед/дет и т.д. организацией.

Поэтому давайте - ка поумерим категоричность и с краеведами спорить не будем. ок? По остальным пунктам сложно дискутировать, я не краевед там) но чот тоже сомнения берут в аргументивности контрааргументов)



Edited at 2014-07-24 10:48 am (UTC)

Может оно в Челябинской области как у Вас и написано, я же сужу по нерезиновой. Устриц что называется ел и никого в Москве ничего кроме лицензий на алкоголь не волнует. В Москве критичный фактор для разливаек только один: площадь торгового зала. Вполне допускаю перегибы на местах.
Что касается остальных фактов - с цифрами, регламентами и прочим спорить очень тяжело. Можно красиво рассказывать сказки обывателям, это да...

И.. Насчет мочи молодого поросенка. Полагаю, это утверждение тоже из области устриц и не резиновой.

Зарулил только что в первый попавшийся пивразлив. Вот цены


Это полка и эти цены средние по Че.


именно это пить и нельзя. Я немного разбираюсь в торговле пивом и его вкусовых характеристиках. Если самый продаваемые сорта в стране Клинское и Балтика, то это не значит что это вкусно.

если говорить о качественном магазине разливного пива, то вот пример для подражания
https://ru.foursquare.com/v/%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F/4f7ea521e4b0f6968ed72d4a
https://vk.com/public53421297

только дошли руки открыть заблокированные ссылки.

Это не для России формат. Для Москвы - да. Не для России.

Я пробовал сделать премиум в Че, наелся и напился.


Поддержу Илью. Конечно, Бельгийское пиво с ценником 250 руб за 0,5 кружку безумно крутО и вкуснО и городские разливайки еще ой как долго не будут дотягивать по вкусу до него, но согласитесь и это пиво имеет право на существование, причем не самое маргинальное.

Нельзя, ага. Скажите это 95% потребителям это индустрии)

Торговать можно любым дерьмом, если это приносит прибыль)) Только тогда поменьше пафоса в рекламе для идиотов и фактические неточности про сроки хранения и промывку убрать бы...

Да и про объемы торговли. магазин на который я дал ссылку продает только разливного пива больше 10 тонн в месяц. Интересно есть ли сопоставимые цифры в Че?

не знаю, я не совсем оперирую оборотами в натуральных, а не денежных единицах, но... если вы дали московские 10 тонн в месяц, то..

простой вопрос: у вас есть опыт и цифры за пределами Москвы?


в денежные единицы перевести легко)) 10 тонн в месяц это около 2 лямов + снеки и бутылочное дают еще около 2-2.5 лямов.
Данных за пределами Москвы нет, хотя я знаю, что похожий(в плане торговли нормальным пивом) магазин в Обнинске тоже нормально себя чувствует(там оборот наверное на 2 поделить надо). А Обнинск совсем даже не областной центр.
Смысл моих постов был в том, что когда торгуешь масс-маркетом, не надо надувать щеки и говорить о премиальности и заведомо говорить неправду о сроках хранения и прочем. Я понимаю, пипл схавает, но Вы вроде как за просвещение выступаете в данной заметке, поэтому и резануло глаз.

мне показалось, что эти товарищи-то о премиальности не говорили, мы с ними говорили об удобстве покупки. И как бы их магазины удобней, чем многие многие (а их тут реально много) другие.

я выступаю не за просвещение) мне собственно, все равно на просвещенность нации. Я не СМИ)

я просто пищу о том, что мне интересно. не более.

я не готов утверждать про неправду - я от Вас также не услышал аргументов, кроме призывов пить золотое пиво, которое, увы в России (за пределами МКАД) продается весьма херовенько.


Во, зачетный маг. А еще в этом магазе есть медовуха :) Кстати чуть не единственное место в городе. В Пиватории её нету, но всё обещают привезти.

Медовуха очень ок))

Есть такая сеть и в области. Развивается...
Но еще и про частные пивоварни не забываем...

Edited at 2014-07-24 10:33 am (UTC)

Спасибо за интересный репортаж...еще бы узнать по каким признакам некондиционное отличать от нормального))

Илья, у вашего тезки Ройтенберга "Лаборатория живого пива" поинтересуйтесь на счет себестоимости живого пива... В пивоварении я так понимаю главное соблюдать технологию - а технология это время и в погоне за прибылью производитель ускоряет процесс всякой какой )))
А в целом познавательный репортаж, спасибо ))

Присоединяясь, у меня в друзьях посмотри, он оч болеет за продукт

Еще добавлю одну деталь, во многом, объясняющую почему именно Новосибирск стал родиной разливного пивбизнеса, да и вообще появление этого формата в России. Это деятельность компании Новосибирскпродмаш - http://npmgroup.ru/. Именно они разработали современное оборудование по розливу пива с крутыми пеногасителями с современным дизайном и характеристиками. Запускались они как раз в начале 2000-х, сейчас большинство оборудования в России их, также много экспортируют.

интересно. я, как потребитель пиватории скажу, снеков (рыбы, сыра) беру на 2 суммы от пива.. и + еще тархун или квас какой-нить. а на 8 марта цветы в пиватории 2 раза покупала недорогие :)))

Вы любите снэки, это вопрос вкуса, а о вкусах не спорят, я вот, к примеру, никогда снэки с пивом не использую...

ну ок. я просто говорю, что некоторые больше на снеках тратят... у меня мама за рыбой заходит в пиваторию.

а, в этом смысле конечно!

олег

(Anonymous)
А заглянул в ближайший магазин не в челябинске а в Копейске в пивную башню по проспекту Славы :-)

  • 1