Фитнес в городах. Калуга. Городской геомаркетинг.

Я продолжаю посматривать на города нашей необъятной Родины на предмет того, кто и как поддерживает, качает и развивает фитнес-бизнес в наших городах. 

Не секрет, что фитнес-индустрия развивается довольно медленно, но растет. Чем быстрее в города заходят технологичные клубы, сети, тем быстрее начинает расти рынок. Крупные игроки формируют вокруг себя пул клубов-последователей, которые отделяются нишами, сегментами, потом появляются студии, фриланс-тренеры, уличные фестивали фитнеса, а в Екатеринбурге, например, городе с, пожалуй, почти максимальным проникновением фитнеса в этом году пройдет фестиваль, в котором порядка 50 клубов проведут день открытых дверей. И это прецедент. 

Но мы сегодня посмотрим на Калугу. Я решил посмотреть для начала на города вокруг Москвы. В прошлый раз смотрели на Владимир

Фитнес-Калуга. 

1. Рынок. Калуга — это областной город среднего масштаба с населением 340 000 человек. 2Гис показывает нам 37 объектов фитнес-индустрии, что весьма не много для города подобного масштаба, в Тамбове, правда еще меньше — 22 объекта фитнес-индустрии при численности населения 288 000 человек, а вот в Сочи 85 единиц и 400 000 человек. В общем, все относительно. 

Особенностью Калуги является то, что здесь не присутствует ни один федеральный фитнес-бренд. Город качают только локальные операторы, но качают они его не однозначно. 

Географически Калуга состоит из двух геолокационных узлов, разделенных рекой. Одна часть города — центр, вторая — с другой стороны реки Ока более современная застройка, если угодно — спальный район. 

Игроки распределились соответственно, большая часть сконцентрирована в историческом центре города, а в каждом районе размещено по одному флагману городской фитнес-отрасли. 

Фитнес-Карта Калуги

2. Игроки. Лидеры и их локации.
По моим наблюдениям за активностями можно выделить троицу активных участников рынка Калуги. 

(1) Grand Fitness. Судя по названию проект претендует на звание городского флагмана, и, наверное, имеет для этого основания. Клубов два. Один находится в центральной части города (А) и имеет в себе 5 этажей, оснащен бассейном, универсальным залом, отдельный этаж для функционального тренинга и зоны единоборств, все по-взрослому. Второй клуб этой же сети (1) раположен относительно рядом (Б) и это немного удивляет, но наверняка для этого были основания. Клуб выглядит самодостаточным, но есть одно но...

Схема клуба Grand Fitness с зоной рецепции с сайта fitnesskaluga.ru

(2) Атмосфера. Локальный клуб, расположенный на въезде в спальный район города и, кажется, претендующий на максимум разнообразия тренировок и занятий в городе. Клуб также большой, по моим наблюдениям более 6 000 м.кв. и, что кажется правильным с главной страницы сайта первым делом заявляющий, что он клуб семейный и готов каждому предоставить тип занятий по душе, а баннеры на главной крутят приглашения в детский лагерь на море, секции по кикбоксингу, мастер-классы по воздушным змеям, тренировки для взрослых Hot Iron и вот это вот все. 

Главная страница сайта atmosphere-club.ru в Калуге.

Предложение, даже не влезая в детали, кажется уникальным, ну, во всяком случае, во Владимире, в Челябинске, да и даже в Москве мы навскидку найдем не так много клубов, которые обладают вот таким набором сервисов. 

(3) Третий оператор, который кажется активным в городе расположен по соседству с Атмосферой и называется JoyFit. С одной стороны это небольшой клуб — его площадь 1 000 квадратных метров и его сложно назвать, к примеру, конкурентом объекта №2, который мы посмотрели выше. Но его организаторы обладают желанием быть громкими и у них это получается. Кроме того, создатели анонсировали открытие второго объекта в январе 2019 года и всячески этому рады на своих точках присутствия. Хотя и этот клуб отличается кое-чем интересным, о чем мы упомянем чуть ниже. 

В принципе — это все флагманские участники городского фитнеса, которые кажутся крупными и имеют громкий фон или большие площади. 

3. Игроки второго эшелона. Рынок Калуги не большой — если убрать точки указанных флагманов, то остальной рынок определяют примерно 30 участников, большая часть из которых — это небольшие объекты исторического фитнес- или нового студийного формата. Надо отметить, что безусловно, именно они все формируют основной поток выручки городской фитнес-отрасли, но из-за своего разрозненности и небольшого формата каждый из них не вносит хоть сколько-нибудь существенный вклад. Так во всех городах России, но, опять же среди них есть отличные примеры вовлечения людей в отрасль и старания малых объектов к эффективности, зачастую, выше и сильнее чем маркетинговые усилия лидеров. 

4. Интересные наблюдения и странности. Я попробовал посмотреть на рекламные активности участников и кое-что сформулировать. Есть на что обратить внимание. 

Каннибализм? На главной странице Grand Фитнеса на самом верху крутится баннер, приглашающий в новый клуб этой же сети с яркой ценой в 7 900 за год фитнеса. Хорошо, если это спланированная акция по выводу эконом-аудитории в эконом сегмент, но в этом случае ожидается рекламная кампания по вводу аудитории на освобождающиеся места, а этого найти не удалось. 

Яркие малыши. Один из небольших клубов города — Zetta приглашает клиентов и не только на мероприятия, совсем не напрямую связанные с фитнесом — расслабляющие практики и чаепитие. Это очень правильный подход с точки зрения формирования новой аудитории и сообщества по интересам и мне прямо приятно было увидеть подобные активности. Молодцы. 

При этом эти же ребята активно проводят семинары по организации питания с разных точек зрения, что тоже отлично вписывается в концепцию комьюнити-фитнеса и прямо вот пример для подражания многим другим участникам отрасли. Причем, обратите внимание, проводится это не в самом клубе, а в каком-то, видимо дружеском баре. Что тоже плюс. 

Триумф акций. Один из клубов Калуги удивил меня тем, что на главной сайта одновременно крутится 10 (!) акционных баннеров, которые предлагают различные бонусы и бенефиты при покупке карт с определенными условиями, такое ощущение, что туда запущено все, что только смогли найти маркетологи на рынке акций. 

Нет, это не плохо, конечно, использовать сразу весь арсенал, нооооооо как тогда работать, когда акции закончаться? Или они идут постоянно? А прибыль тогда где?

Не фитнесом единым. Радует, что не все участники рынка бьются за внимание аудитории акциями и ценами, раздавая прибыль населению. Поймал в рекламной кампании Атмосферы целое направление детских программ, которые не в каждом большом Дворце культуры встретишь. 

Вообще, судя по всему в Калуге участникам рынка интересно живется. Одни качают рынок доступными ценами, другие — продуктами и событиями и это, пожалуй, неплохой сценарий. Во Владимире, например, лидеры рынка поделили сегменты и сидят в них, особо не играя ценами и не максимизируя активности, в Калуге картинка другая. 

Но то, что рынок не болото — это заметно и это хорошо. 

Знаете интересных игроков фитнес-индустрии в ваших городах? Рассказывайте про них в комментариях или в нашей группе про фитнес-бизнес России на фб: https://www.facebook.com/groups/iznankafit

Следующие наблюдения будут за игроками Сочи. Вот там интересно. У города есть сезонность, ленность (южная болезнь), но тем не менее на 400 000 жителей 80 (!) объектов фитнес-индустрии. 2 федеральных сети, довольно большие инвестиции в объекты и неоднозначное потребление вот этого всего. 

А обзор фитнес-рынка Владимира можно посмотреть тут

promo ikonoplev september 25, 14:10 Leave a comment
Buy for 500 tokens
4P помните? Думаете что-то изменилось? Ровным счётом ничего, за одним лишь исключением. Во время возникновения 4P была одна среда - оффлайн. Сейчас их две. Появился онлайн. Все остальное тоже самое. Продукт, плейс, прайс и промоушн, который все это несёт в ца. Только ца теперь тоже…

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.