Илья Коноплев (ikonoplev) wrote,
Илья Коноплев
ikonoplev

Categories:

Про то, как я бросил курить. Или про внедрение изменений в бизнесе.

Этот текст был написан в 2008 году. Я его сюда запущу, т.к. блог dkvartal.ru, на котором он был размещен изначально, его благополучно убил, а хранить тексты на компе я не люблю. Тут о том, как я отказался от сигарет после 12 лет курения.

Вот так ваш покорный слуга выглядел 03.01.2008 за 3 месяца и несколько дней до избавления себя от сей напасти. Ну а под фото пошел текст, который я написал 3,5 года назад) 26 лет было. 




Изменения. Категорично заявлено всеми и вся, что  без них никуда. Без них смерть всему бизнесу с предшествующей смертельной агонией, а возможно - без нее.

Все так. Вопрос в другом - как ими управлять? Как их проводить? По шагам, что сначала, а что потом? Кто это должен делать? Кто должен контролировать того, кто это должен делать? Как контролировать? Как понять, где норма, а где уже неуправляемые изменения?

Куча вопросов, согласитесь? 

На кучу вопросов предложена куча ответов. Практических советов и теоретических раскладок. С точки зрения различных наук и философий. Существует множество решений и рекомендаций о внедрении изменений.

Нет, ну их правда много - спросите у Яндекса "Внедрение изменений"  количество найденных сайтов  - не менее 13 987. Шутка ли отфильтровать такой объем информации?

Однажды знакомый ТОП дружественной организации  в полуформальной беседе о сложности запуска новой производственной линии, несколько эмоционально, попросил порекомендовать почитать "что - то на тему преодоления сопротивления изменениям".

В результате он получил ссылку на подборку статей соответствующей тематики на e-xe. Прошло несколько дней и на мой вопрос - как продвигается ознакомления я услышал такую фразу: "Слишком  много, слишком сложно, слишком одинаково и…непонятно. Ну их все эти теории в…..И вообще  можно ли нанять кого - нибудь из консультантов, чтобы попроще и покороче"?

Можно, подумал я. Можно и нанять. А через некоторое время образовался вот этот текст.

Изменения? Начните с себя.

О том, как сложно внедрять изменения в бизнес-системах сейчас не рассуждает разве что ленивый. Что для этого нужно делать, чего делать наоборот не следует, чего остерегаться и на что обращать внимание.

Чтобы понять, что такое сопротивление изменениям, откуда оно возникает, как его нивелировать, как воспитать агентов изменений и т.д. и т.п. и проч. надо прожить это самое абстрактное внедрение изменений на своей шкуре – надо научиться менять себя, меняться.

Менять себя – это самое сложное. Когда это сделаешь – то приводить аналогии и объяснять сущность этапов  внедрения изменений в любой системе становится значительно легче. Почему? Потому что есть вещи, которые пережил на себе. И инструменты, которые сработали. На 100%. Потому что, когда меняешь что-то только в своей жизни, нет возможности сослаться на внешние обстоятельства, на окружающую среду. Потому что самого себя не обманешь. Или «шмогла» или «не шмогла».

Осознание необходимости изменений.

12 лет совместной жизни вместе с сигаретой стали как то явно давать о себе знать к 26 годам. Какая-то в голове неправильная математика стала появляться: почти половину прожитой жизни я прожил вместе с сигаретой. Сначала это делалось потому что это было прикольно и так делали все. Потом, в студенческие годы, потому что так было интересно, после университета стало уже наверное, необходимо и обыденно. Пачка сигарет в кармане стала необходимым элементом. Нет пачки с сигаретами – есть дискомфорт. Дело дошло до того, что если вечером возвращаясь домой с работы я обнаруживал, что в пачке осталось 3 сигареты, то для успокоения души приходилось топать в магазин за новой пачкой. «Чтобы было». Вот вам и ограничение свободы. Вот вам и зависимость.

Как то весной, на 26-м году жизни после нескольких семинаров в качестве ведущего и нескольких десятков сигарет на морозном воздухе после длительных вещаний вдруг захрипел голос. Как-то надолго захрипел. Прошел почти год, а друзья все также спрашивают «а что ты сипишь опять». А это не опять, а все еще. А врач после осмотра сказал – надо бы курить бросить, иначе резать связки придется. Вот вам и явно выраженный риск. Вот она явная зависимость.

Когда рождается ребетенок – хочется дать ему все самое лучшее и самое чистое и здоровое что только может быть. Но когда он смотрит на тебя своими широко открытыми глазами и сопит носом, а ты сидишь такой недавно покуривший и улыбаешься, радуясь какой у тебя молодец малышонок. Какая-то кривая радость получается. Как-то так с улыбкой, вместо самого чистого и самого здорового, вполне осознанно и с настоящей улыбкой я сижу и травлю ребенка. Какая то неправильная ситуация получается.

А еще есть повышенная нервозность, какая-то непонятная усталость по вечерам, каждый день улетающая в урну пустая пачка, и полтинник в кассу очередного магазина за новые 20 сигарет. Неизменно периодическая беготня на перекур в рабочее время, постоянный дымеж за рулем, плохой сон, отсутствие аппетита по утрам, запах от рук и изо рта.  В общем, есть что-то такое, постоянно звонящее в некий звоночек и приближающей звон большого колокола. Не приятный такой звон.

Как и в бизнесе – это все симптомы надвигающегося кризиса. Которых много и у каждого курильщика они свои, но в большинстве случаев мы склонны их не замечать, закрывать на них глаза, не думать об этом. Потому что каждый симптом По-отдельности незаметен, а чтобы увидеть все вместе надо решиться.

Когда директор предприятия, отметив, что у него выросла текучка среди рабочих начинает поднимать зарплату, не вникая в остальные детали, то не факт, что текучка прекратится. Когда курильщик чтобы перебить сигаретный запах пользуется мега парфюмом и жвачкой, то не факт,  что колокол не начнет звенеть.

Чтобы находить предвестники кризиса, не надо бояться их искать. Не надо искать способы их припрятать. Нужно находить и фиксировать первопричины. Писать их яркими красками на видных местах. Кричать о них и исключать их. Но большинство людей предпочитают их незамечать.

Разработка мотивации для проведения изменений.

Об этом писал в своей книге какой-то американец, автор книги – бестеллера, после которой многие люди бросили курить. Многие американские люди.

Точнее не так, он только об этом и писал в своей книге – он писал о мотивации, о своей мотивации – что было его мотивами к тому, чтобы бросить курить.

Я прочитал 45 страниц этой книги и отложил ее. Потому что читать одно и тоже, написанное разными словами – скучно. Наверное, это на американцев работает, когда им те же цветочки на разных полянках показывают, а они и рады. Американцы и в макдональдс ходить любят. И дети американские друг по другу и ружей на переменах стреляют. Несколько моих знакомых также начинали читать эту книгу, но нет среди них ни одного человека, который после прочтения разорвал отношения с никотином. Это субъективно, но это моя оценка.

Одной пропаганды и мотивации недостаточно для внедрения любого проекта изменений. Пропаганда и публикация мотивов действует недолго, если не подкреплена действием. А читать книгу и думать о том, как здорово не курить, это тоже самое, что каждое утро собирать всех сотрудников отдела продаж и рассказывать им о том, что прибыль компании зависит от их работы, а зарплату продолжать платить за объем продаж. И удивляться каждый вечер, а чего они дают такие  огромные скидки ниже прайса, и отчего все продажи убыточны….

Мотивация – это определение ответа на вопрос – «А что мне будет, когда я это сделаю». Вместо «мне» для целей бизнеса можно использовать ФИО конкретных сотрудников, задействованных в изменениях. И ответ на слово «что» должен быть измерен цифрами.

Я задумался над этим вопросом. И стал искать ответ на него. Что будет, если я не буду курить? Вот какие ответы я находил для себя в яндексе:

·        через 8 часов после отказа от курения содержание кислорода в крови повышается до нормальных значений;

·        через 3-9 месяцев после отказа от курения функция дыхания улучшается на 10%;Через 14 дней полностью пропадет тяга к никотину, а запах сигарет станет противным;

·        через 10 лет после отказа от курения риск развития рака легких снижается в 2 раза по сравнению с курящими.

Противно читать? Мне тоже противно, но что делать, если это так?

Безусловно, здесь же надо готовить и контраргументы для противников изменений:

·        «Когда люди бросают курить, они поправляются в весе. Один мой знакомый набрал 10 кг». Это действительно так, если начинать жрать все бездумно и не думать головой. Если немного разобраться в физиологии привыкания (почитать несколько часов интернет на эту тему), то становиться очевидным, что человек испытывает не желание есть, а желание курить, просто она замещается желанием есть. Это становиться очевидно, когда ты вроде поел, а есть продолжает хотеться. Вместо того, чтобы хавать ве подряд достаточно постоянно есть яблоки и груши. Или любые другие продукты, которые формируют клетчатку, но не содержат калорий.

А вот тут уже вставка от 22.09.2012. Вес я набрал( не справился.

·        «Когда бросаешь курить, то невозможно находится, когда рядом курят».

Дак и не находитесь, кто вам мешает перестать встречаться на некоторое время с курящими приятелями, запретить курить в офисе и т.д?

И так далее, суть в том, что на каждый возможный аргумент необходимо искать контраргументы и логически их обосновывать, не оставляя места психологическим манипуляциям. Там где не хватает логики, всегда есть возможность для формирования «здравого смысла» путем додумываний и догадок.

Таким образом, когда задумываются изменения их организатор должен проработать мотивы для каждого участника этих изменений, аргументировано, с цифрами. Максимально полно собрать возможные аргументы против и подготовить для них ответы. Логичные, не оставляющие права сопротивляющимся сказать «А если не получиться».

Без этого будет очень сложно заставить кого-то что-то менять.

Разработка действий по изменениям.

Принцип «ввяжемся в драку, а там поглядим» в этом деле не поможет. Те, кто руководствовался этим принципом при бросании курить обычно говорят «Я раз двадцать бросал». В бизнесе раз 20 провернуть проект одинаковых изменений вряд-ли получится.

Когда я задумал избавить себя от дружбы с сигаретами я, помимо, выявления причин, мотивов, необходимости бросания курить в течение некоторого времени анализировал свое рефлекторное поведение в отношении курения.

Задача заключалась в том, чтобы научиться ловить момент, в который мозг подает сигнал о необходимости закурить. Ведь, если куришь давно, то эти сигналы подаются рефлекторно. Система работает на автоматизме и чтобы ее менять, надо понять работу каждого ее элемента.

Вот они, некоторые ассоциативные мотивы

·        Утро. Без завтрака. 6-30. Путь на стоянку. 450 метров. Небольшая тяжесть в желудке. Сигарета.

·        Утро. На стоянке. Прогрев машины. 4 минуты. Сигарета.

·        Путь на работу. Перекресток №3. Длинный светофор + пробка. Сигарета.  (так еще штуки три перекрестка)

·        Работа. Если с компьютером, после завершения какой-либо задачи (момент закрытия файла, отметка в Аутлуке). Сигарета.

·        Работа. Если кофе, то потом сигарета.

·        Работа. Если перемещение между зданиями по территории, то по дороге сигарета.

·        Вечер. Стоянка. Вышел из машины. Сигарета.

Это примерно одна треть событий, на которые часто появлялась сигарета.

Зачем все это делалось? Чтобы понимая, в каком случае мозг дает команду закурить, когда придет время «Х» исключать эти ассоциации, помогать себе. Это действие. Действие, в котором и заключается суть внедрения изменений. Действие, которое делается ради достижения какого-то определенного мотиватора.

По себе знаю, что если с друзьями немного перебрать алкоголя, то на утро к сигарете не тянет. Несколько часов. Это особенность организма. Но эта особенность также является действием, которое включается в план по достижению цели.

Определяю, что находясь дома, я могу не курить тогда, когда чем-то занят – или читаю или занимаюсь в компьютере. Этот факт также фиксируется.

Поскольку годами курил в автомобиле, возникает желание сменить машину. Но желания не всегда сходятся с возможностями, потому для себя понимаю, что с рефлексами закурить за рулем придется поработать особенно.

К чему все это: Любые действия по внедрению изменений должны быть основаны на анализе и иметь привязку к одному из мотивов, ради которых собственно эти изменения и затеяны.

Любые действия, не основанные на анализе не приведут к улучшению системы и способны вернуть ее к изначальному состоянию или ухудшить систему.

Внедрение изменений

В течении недели, сознательно, при каждом закуривании сигареты я повторял 8 причин, из – за которых я хочу не курить. Эти 8 причин были вытащены из головы и связаны с  теми негативными последствиями, которые я уже наблюдал в своей практике. Часть из них я перечислил в начале данного материала.

Каждое утро, садясь в машину, чтобы ехать на работу я повторял эти причины. Под любимую музыку и вслух. 8 картинок, найденные в сети и олицетворяющие эти причины по очереди украшали мой рабочий стол на ноутбуке в рабочее время, меняясь через каждый час.

Каждый вечер я для каждой причины находил одно подтверждение, проявившееся в течении прошедшего дня. Подтверждение еще больше навредившее мне.

Каждый раз, выбрасывая окурок я заставлял себя концентрироваться на запахе, который остается во рту после сигареты и пытался найти хоть один положительный элемент в этом запахе. Их не было.

Каждый момент недомогания в здоровье я вслух связывал с количеством выкуренных сигарет

Все это была подготовка.

В один прекрасный день, проснувшись относительно поздно – в 10 утра, не имея никакого желания курить из-за некоторого количества возлияний накануне мне пришла в голову мысль, а может ну их, эти сигареты? Хотя я не выбирал никакой конкретной даты, эта мысль как то прижилась в голове. Не возникло страха «как это, не курить?».

Следующая неделя не предстояла рабочей – запланирован отпуск, поэтому ассоциации связанные с курением на рабочем месте были исключены.

Ближе к вечеру первого дня появилось желание пообщаться с сигаретой. Для его исключения погрузил себя в сон. Первые сутки прошли.

На утро второго дня было отмечено светлое состояние ума и желание что-либо съесть. В течении дня постоянно старался не держать голову свободной, чтобы не было месту мыслям о сигаретах. Появилось желание есть. В ход пошли груши и яблоки. Стал заметно лучше голос. Желание курить явно проигрывало желанию не курить.

Первые два дня не садился за руль, чтобы не вызывать ассоциаций с курением за рулем.

На третий день первым делом был вымыт и вычищен салон автомобиля.  Я специально ездил по городу, но исключал те улицы, по которым приходилось ездить раньше. Ездил с открытыми окнами. Желание сменить машину стало сильнееJ

На четвертый день предстояло посещение офиса компании.  Приучил себя к тому, чтобы предвосхищать появление ассоциаций с сигаретами. «Вот светофор, обычно тут я закуривал», после этого надменная улыбка и пара матершинных слов в стороны отловленных взглядом прохожих с сигаретами. Это стало даже забавным. Остановка в пробке. И наблюдение за возникновением желаниям. Когда эти рефлексы фиксируешь их проще исключать.

Верхняя одежда, в которой перемещался раньше постирана в том числе для исключения запаха.

Никакого кофе.

Дома на видном месте стоит пачка сигарет. Точнее не на видном, но место ее нахождения известно. В мозгу не должен быть сформирован страх сигарет. Отношение к курению должно быть негативное на уровне понимания, а не исключения образов табака или страха закурить.

Вам кажется что это бред? Нет, это как раз и есть внедрение изменений. Управление и минимизация сопротивления и пропаганда. И работать с собой сложнее, чем работать с людьми. А внедрение изменений в бизнес-системах – это только и исключительно работа с людьми. Работа с логикой и мотивами.

С мотивами денежными и недежными. И все, никакой психологии, никаких страхов и характеров, никаких компетенций.

Только логика и только коммуникации.

Проект по внедрению изменений будет успешным если:

·        Организатор сумел выявить, обосновать и донести до участников системы риски, которые произойдут, если не произвести изменения.

·        Организатор сумел подготовить, и аргументировать мотивы для каждого участника системы, показывающие денежные и неденежные выгоды от внедрения изменений.

·        Если есть участники системы, выгоды для которых не предполагаются, то организатор предусмотрел способы исключения/замены этих участников из системы. Определена стоимость реализации выгод и изысканы ресурсы.

·        Организатор проанализировал необходимость действий и определил действия, которые предстоит выполнить для внедрения изменений.

·        Организатор выполняет определенные действия сам или постоянно контролирует качество выполняемых действий назначенными участниками проекта.

Вот вам и вся теория о внедрении изменений.

Сейчас прошло 25 дней. Желания закурить нет. За рулем без сигарет ездить привык. Запах сигарет неприятен на уровне осознанного, но маним на уровне несознательного. Постоянного голода нет. Голос почему то опять сипитJ. Аппетит хороший, груши – самый любимый фрукт. Вечером меньше усталость, не появляется головная боль. Заданные мотивы получены.

Вызывает улыбку воспоминание собственных переживаний из-за того, что заканчиваются сигареты. Заставляю себя вспоминать негативные факты из сигаретной практики: голос, запахи, ситуации, самочувствие. Чтобы не возникло желания.

Курите? Фу!



Tags: изменения, личное
Subscribe

promo ikonoplev september 25, 2018 14:10 Leave a comment
Buy for 500 tokens
4P помните? Думаете что-то изменилось? Ровным счётом ничего, за одним лишь исключением. Во время возникновения 4P была одна среда - оффлайн. Сейчас их две. Появился онлайн. Все остальное тоже самое. Продукт, плейс, прайс и промоушн, который все это несёт в ца. Только ца теперь тоже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments