Илья Коноплев (ikonoplev) wrote,
Илья Коноплев
ikonoplev

Category:

про челябинский универсаминг. Часть 1. Кто из супермаркетов #chelly самый удобный?

Преамбула

Для тех, кто следит за записями в этом дневнике не будет новостью, что я периодически катаюсь по разным магазинам посматривая и подглядывая, что в них происходит интересного и что полезного из этого интересного я могу вытащить для наших минимаркетов "Домашний".

Некоторое время назад мне пришла в голову мысль рассказать всем то, как видится мне розничная торговля в Че с точки зрения покупателя и участника рынка. И тоги наблюдений челябинских гиперов можно почитать тут.

По моим планам следующим должен был выйти обзор про супермаркеты, а потом про дискаунтеры. Когда я стал кататься по ним и складывать информацию по полочкам, я осознал тот факт что и те и другие решают одну и ту же задачу.

Будучи магазинами средней площади (300 - 1000 м.кв) и те и другие предназначены для удовлетворения текущих потребностей в еде и товарах хозяйственного бытового рациона.  Все другие классификации мне перестали быть интересы, ведь я смотрю не на выручку с квадратного метра, а на то, что удобно в магазине, а что нет. Поэтому в этот обзор вошли наиболее яркие представители семейства магазиньих под общим классификатором "Универсам". То есть заведение, где и готовая еда, и полуфабрикат и носки и шампунь. В общем, представляю участников. Картинка кликабельна, хотя не знаю зачем.





  В середине картинки есть карта, которая наглядно указывает, что супермаркетов и универсамов у нас в Че хватает. Это на первый взгляд. Вместе с тем конкуренция, по большому счету, между ними очень условная.
Точнее есть, но местечковая. Так, например, есть места, где три универсама могут стоять на удалении 100 метров друг от друга. Такая ситуация в нашем случае у вариантов 3 и 4, а также троица 5,6,7. Но в больше чем 50% случаев универсамы гордо одиночествуют и посему весьма спокойно не конкурируют. Но зачатки конкруентных действий в этом сегменте уже появились. Причем как внутресегментной, так и с представителями других подвидов семейства магазиньих. Но...обо всем попорядку)

Вообще универсамов много. Конечно, я бы мог объехать их все, описать, но было бы скучно. Прежде всего мне, поэтому я выбрал 10 наиболее удобных мне по логистике и разными дорогами и днями в них появился. Даю краткое описание.

1. Дикси. Заходикси. На моей магазинной памяти эту компанию третий раз переодевают. Из них успешно - первый. Когда-то около года назад на дверях появилась наклейка "фоткать можно" я поржал. Думаю вот ведь - за модой следят. а за порядком нет. Ошибался. Магазины преобразились. То есть за внешним переодеванием следует внутренняя работа по наведению порядка. Результат - ниже. Федеральная компания. 43 заведения в Че + Копейск.

2.Молния. Исторически местный лидер торговли, на мой скромный взгляд медленно и верно теряющий лояльность аудитории, но при этом активно развивающийся с форматом "Спар". Местный. Молния-супермаркет и Молния - экспресс - 19 заведений в Че и окрестностях.
 
3. Алое поле. Недавно перезапущенный продуктовый магазин с приставкой "Фреш-маркет". Долгое время с аналогичным названием управлялся компанией, которая развивала в Че "Пятерочку", но сейчас вроде занимаются другие люди. Причем, как мне показалось, очень успешно. Он такой один. 

4. Монетка. Это жесть. Сразу скажу - менее клиентоориентированного магазина я не видел. Это екатеринбургская компания, которая вроде и там не в дамках, а тут совсем все грустно. Их 8.

5. Академия еды. Одиночный супермаркет, запущенный менее года назад, как магазин пекарня и мини кулинария. По слухам, запустил его один из экс топ-менеджеров проекта "Теорема", известного челябинцам гипермаркета премиум уровня. 

6. Пятерочка. В представлениях, полагаю, не нуждается. Но не включена быть не может. В гороед представлена неплохо. Развивается последнее время скромно. Новые магазины открывает аккуратнее, с работающими сервисом не заморачивается. А зачем? 80 магазинов в Че.

7. Мельница. Небольшая локальная сеть, пытающаяся делать ставку на продажу продукции кулинарного формата из собственного производства. Последнее время в развитии не замечена. 5 заведений.

8. Мир еды.Локальная сеть, которая первой заявила о претензиях на сервис, кулинарию и ассортиментные изыски в формате супермаркет, но не сумевшая удержать лидерство. Однако, в своих местах дислокации население. я так понимаю, радует. 5 магазинов.

9. Проспект. Про Проспект плохо писать нельзя нечего. Поговаривают, что компания имеет какое-то отношение к губернатору Юревичу и потому получает самые-самые чего-то там. Я не знаю. Но то, что владельцы компании за компанией следят - это факт. Четкая ориентация на ассортиментную отстройку, аккуратность внутри торговых залов и жесткая дисциплина в организации работы персонала - это видно. Поговаривают, что именно этот ритейлер может взять франшизу Азбуки Вкуса в Че. Осталось только понять - оно ему, ритейлеру, зачем? Имея собственный сервисно раскрученный бренд вводить альтернативу. 10 магазинов.

10. Магнит. Никому неизвестный участник рынка, приехавший откуда-то с Юга России. Шутка. Компания набирает обороты. Новые магазины тоже с претензией, имеющиеся, также как и Пятерочка без претензий. Но растут.  31 магазин. А еще им на карте досталось буквенное обозначение. Потому что цифра 10 в кружок не влезала)

В принципе эти 10 заведений отражают структуру универсамовой розницы любого города - милионника России. Есть еще штук 20 одиночных неплохих универсамов, таких как Мечта, Гавань, Новороссийский, Золотая подкова. Есть еще штук 20 убожеств, которыми хозяева не занимаются и они погибают медленно и верно. Есть пара мелких сетей, как Мельница, которые работают в более крупном, чем наши "Домашние" формате. Ну а федералы вроде все в списке. 

Собственно, а чего я в них смотрел. Поскольку это все магазины удовлетворения текущих потребностей, то требование к ним - как можно меньше создавать препятствий для покупок внутри, и как можно больше продавать еды, которая сэкономит время. 
Да да, широта ассортимента в моем рейтинге - для универсама - это далеко не критичный показать, а вот наличие. внешний вид и разнообразие готовой еды (салаты, вторые блюда), полуфабрикатов и выпечки - это критично. За макаронами я в Метро сгоняю раз в квартал, а вот багет с бесноком хочу домой горячий принести и не стоять по 15 минут при этом в очереди. 
Ну, расскажу про каждый притерий подробней.

По каким параметрам оценивал:

1. Наличие и объем категории готовые блюда. Салаты, вторые блюда. Хотим мы этого или нет, но со временем жизнь отучит большую часть из нас готовить. Топая домой с работы мы будем заходить и покупать готовую еду. Или полуготовую. Поэтому для универсама, куда люди заходят после работы, наличие такого отдела, а в нем наличие ассортимента и качества - это важный показатель сервиса. Этот тот параметр, по которому универсамы делают придомовые магазины. И это зона роста для наших "Домашних". Оценки ставятся так: единица - если такой категории нет вообще. 2 - если все хорошо, много, красиво и сытно и 0, если категория есть, но вид ее жалок, а запах вокруг неприятен. Потому что плохая работа - хуже воровства. 

2 Проходы. Они должны быть свободными от товара. Как и в гиперах, тут этот показатель актуален. Причем, если в гиперах больше для возможности гонять с телегами, то тут - для разъездов мамочек с колясками. 3-х бальная система от нуля до 2-х.

3. "Продажность" полок. Имеется  ввиду ситуация, когда вместо того, чтобы поставить 10 разных шоколадок ритейлер ставит 10 одинаковых. Да, я помню, что широта ассортимента для меня - не принципиальный показатель, а на цены в универсамах я вообще не смотрел, и как критерий сервиса ценовая политика для меня не существует, но меня напрягает, когда меня считают идиотом и перед глазами ставят 15 одинаковых шоколадок, соков или пив. За "продажность" некоторые получат нули.

4. Общая опрятность магазина. В магазине должно быть нейтрально. Свет, запах, аккуратность персонала, наполеность полок. Это сюда.

5. Наличие пекарни. в универсаме должна быть пекарня. и из нее должен выходит горячий хлеб и выпечка. На мой взгляд. Поэтому я ввел этот критерий. 

6. Организация работы касс и выход без покупок.  Легко ли подъехать к кассам, нагружены ли прикассовые зоны, как выйти без покупки. 

7.Фишки и косяки. Наличие плюсиков и минусиков. которые сложно вывести в отдельный показатель для всех, но не отметить нельзя.

Это те штуки, которые я выделяю важными при посещении магазинов для себя. 
Я преднамеренно исключаю любые сравнения цен, потому что удобство посещения должно быть независимо от того, на какую аудиторию работает магазин. Хотя бы только потому, что это честно по отношению к покупателям.

Ну что же, это была вводная часть. Я прервусь и следующей частью выложу собственно сам рейтинг.

Интересно? 
Что думаете?
Как вы оцениваете ваши супермаркеты?

Да и как думаете, какой критерий  я НЕ смог протестировать, проехав 10 супермаркетов, но который. я уверен, является важным для многих-премногих?




Tags: Челябинск, наблюдения, ритейл, розница
Subscribe

promo ikonoplev september 25, 2018 14:10 Leave a comment
Buy for 500 tokens
4P помните? Думаете что-то изменилось? Ровным счётом ничего, за одним лишь исключением. Во время возникновения 4P была одна среда - оффлайн. Сейчас их две. Появился онлайн. Все остальное тоже самое. Продукт, плейс, прайс и промоушн, который все это несёт в ца. Только ца теперь тоже…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 34 comments