Но ничего не могу с собой поделать)
Зато много другого важнецкого успел сделать.
Ну что же. подведем итог, чем же, на мой скромный и субъективный взгляд, должны завоевывать любовь покупателей специализированные магазины и какое право они вообще имеют на жизнь во времена экспансии универсальных сетей, растущих как грибы после дождя?
А право они имеют самое что ни на есть правдивой.
Пожалуй, как раз желание специализированных магазинов привлечь к себе покупателей, оттягивая их от универсальных магазинов можно назвать конкуренцией.
Да-Да, один из основных выводов, который можно сделать про конкуренцию в торговле: не универсальные сети между собой борятся и не специализированные магазины между собой. А мономагазины борются за внимание потребителей с универсальными сетями.
И знаете, у некоторых это довольно неплохо получается.
Давайте смотреть, чем эти маленькие цветастные магазинчики делают таких монстров торговли как Пятерочка и Дикси.
Ниже я расскажу про основные ценности специализированных магазинов и покажу, как яростно или наоборот скромно реализуют их наши коллеги, ну а в итоге дам общую таблицу и сделаю выводы.
1. Работа персонала. Можете со мной спорить и убеждать в обратном. Не выйдет. Именно работа персонала является основным условием успешности и развития любого специализированного магазина. (ну после места расположения, конечно). Работа персонала условно может быть разделена на такие составляющие, как ненавязчивость, способность дать грамотную коснультацию, дружелюбность, активность и честность по отношению к покупателю.
Вспомните, как с вами работают продавцы на рынках и почему вы туда ездите?. Именно набор этих качеств и их исполнения формирует у многих людей желание покупать еду на рынках.
рассмотрим, например, такой параметр как активность персонала. Вы помните свои ощущения. когда вы делаете запрос продавцу, а она так медленно и неторопливо начинает вам обслуживать. Как будто это последнее, что она делает в этой жизни.
Персонал в специализированных магазинах должен скакать как электровеник, высказывая своей активностью желание побыстрей отпустить покупаетля и не тратить его тут время.
Вот, например, из за медлительности магазин "Чайная империя" получил пониженную оценку. Да, а когда я садился в машину эта мадам вышла на крыльцо покурить...а потом этими же руками чай вам взвешивать.
Ниагаре я снизил балл за то, что сотрудник магазина как-то забыла меня проконсультировать из какого угла царства бутылок надо взять воду и когда я схватил первую попавшую несколько нервно проговорили, что надо брать из вооон того угла. Ну ок,
Зато отдельную оценку заслужили сотрудники "Красного-Белого". Когда на кассе я подал дежурную банку с пивом и шоколадку, то кассир вместе со своей непосредственной работой начала отвешивать комплименты моей 4-х летней дочки, рассмешив ее комментарием про шапку, а потом поинтересовавшись тем, что она делала в садике. Мне понравилось то, что была проявлена человечность и ребенок вышел и меня потом минут 10 терзал, почему тете шутила про ее шапку и предложила завтра ей принести рисунок, который она нарисует в садике.
Консультант магазина "Мавт" порадовал тем, что после моего появления в магазине и простогоприветствия я его не видел и не слышал, но стоило мне поднять голову с целью найти кого-то для задавания вопроса, так юноша был тут же обнаружен с готовностью ответить на любой каверзный вопрос. Ну на вопрос он ответил более менее сносно)
Да...а продавец магазина "Равис" как работала с документами на месте расчета с покупателями, так и продолжала работать. пока я не покинул заведение. Потому - ноль.
И про честность. в магазине "Дон бекон" было два говяжьих фарша. Один по 268 рублей, второй по 204. Тоже говяжий. Спросил - чем отличаются? Мне продавец сказала, что первый делается из вырезки, а второй из говядины второго сорта, т.е. там мясо пожестче и пожилистей. Честно. Это плюс.
Вообще, по этому показателю все получили по двойке, т.к. все что я покупал или хотел купить было свежим. Про одного из участников поговаривают, что алкогольная продукция крепостью 40гр, купленная в одном из магазинов замерзла в морозильнике, но не видел, не знаю, не верю.
Хотя, был вынужден, снизить Ромкору один балл за то, что на карпаччно из курицы производства Вюрста мы с продавцом не нашли даты изготовления или срока годности. То есть я верю, что он свежий. но доказать мне это не смогли. Поэтому минус балл.
Очень понравился вид фарша в "Дон Беконе" и наблюдение того, как хозяин магазина ушел с пустеющим тазиком, а выволок полный тазик свеженького фарша.
3. Сопутствующий ассортимент. В специализированном магазине, владелец которого мыслит ценностями, а не продуктами должно продаваться все то, что связано с основным продуктом. Потому что правильно мыслящий владелец понимает, что он не воду продает, а потребность удовлетворяет.
Поэтому поводу мне было странным наблюдать...точнее не наблюдать в магазине "Ниагара" ничего кроме воды своего производства, помп и кулеров. Мне кажется рядом с водой были бы вполне уместны соки, чай, кофе, минерлка...
зато порадовали другие. Магазин "Хлебница" помимо заявленного хлеба, молока и тортов, суть, является минимаркетом, где скомплектовать продукты ежедневного рациона можно почти на 100%.
Алкомаркеты, оба, помимо своего алкогольного ассортимента вполне могут подобрать
Магазин "Ромкор" честно предлагает хороший ассортимент сыра в колбасном отделе, специй в мясном, а в самом мясном ассортименте, помимо своей продукции предлагает уток, кроликов и индеек. Что есть не что и ное, как удовлетворение потребности. То есть ценность.
Ариант превращается в полноценные минимаркеты, где также можно купить весь нужный набор из "поесть", Хотя, мне показалось, что сейчас не совсем тот сезон, чтобы уголь выкладывать на самое видное место.
И я честно не хотел ставить нолик. но Равис меня вынудил. Только курица и специи и все. Так нельзя. Ну точнее можно, но зачем?
4. Дополнительные услуги. Попробуйте-ка попросить в Пятерочке или Магните, где нет отдела с колбасой на вес попросить порезать вам батон колбасы? Или в гипермаркете попросить почистить рыбку...
Дополнительные услуги и возможность дать больше, чем по умолчанию может попросить покупатель - это ценность. Ценность, которая позволяет быть нужными покупателям.
В Супермаркете "Красная речка" на мой вопрос - потрошеная ли рыба я получил отрицательный ответ и предложение ее почистить и распотрошить, в магазинах "Дон Бекон" и "Ариант" мне предложили порезать кусок мясо так как надо и отбить то, что нужно в первом случае и просто отбить шницели во втором.
Даже алкомаркеты придумли вполне годные дополнительные услуги. Красное Белое принимает заказы на нужное количество ассортимента, а Мавт пошел еще дальше - если после заказанного у вас осталось невыпитое, они готовы это невыпитое забрать. Это как раз то, что делает нужным специализированный магазин.
Мавту еще один плюс за поддержание в холодном виде лютого количества напитков. Это дополнительная услуга. Да.
Вот Ниагара не порадовала. Обычно у водных магазинов есть грузчик, который помогает тягать воду до машины. Ну ладно, 90% покупателей этих магазинов - это все равно мужики. Т.к. бутыль то может и донесут до багажника, а вот от багажника домой то самому переть, но тут этой услуги не было. Ну я сам допер, мне не трудно. а вот девушки тут точно не покупатели.
И еще нолик получила "Чайная империя". Кофе-то не помолоть. И это специализированный магазин.
5. Уют и опрятность магазин. Специализированный магазин должен быть уютным и ненавязчивым. Это важно.
Когда владелец магазина вешает вот такие энергосберегающие лампочки - это конечно здорово
Но жутко некрасиво и делает освещение в магазине бледно тусклым и холодным.
Также тускло было в Ниагаре и пахло затхлостью. ну да, там влажно, но сделайте из этого фан. Поставьте муляжи пальм и включите летнюю музыку. Вместо этого мы имеем запах подвала и полумрак.
Минус балл Арианту поставил за то, что снаружи этого магазина окна всегда закрыты роль ставнями. Он как танк. Кажется бронированным. Я понимаю желание использовать больше площадей, дак давайте вообще уберем окно. Затянем баннером.
Ну и Равис тоже получил ноль. См фото выше.
Снизил балл Ромкору за то, что в магазине есть такая вот классная, но заброшенная стойка. ведь ее тоже можно обыграть и использовать в постоянной экспозиции.
Важно, чтобы об уюте думали, ведь он создается просто.
Вот собственно и все, что может делать специализированный магазин нужным покупателю и это все, что отличает его от универсама.
Заметте, я опять ни слова о ценах. Да потому что, в большинстве случаев (Красное белое не всем) спешиалмаркетам не нужно тягаться ценами с сетями. Они другим должны брать и проиграют те, кто до сих пор пытается заманить в специализированный магазин низкой ценой. Это тупиковый путь. Он будет работать до поры до времени, но к развитию точно не приведет.
Вот как выглядит таблица с итогами.

Честно говоря, думал, будет хуже и очень рад, что получилось так.
Победила почти дружба, а молодцы все. Ну почти все. Некоторым есть куда расти.
В качестве основного вывода сделаю следующее: Специализированные магазины - это то, что через какое-то время будет составляться реальную конкуренцию универсамам и придомовой универсальной рознице (типа наших "Домашних"). Если универсамы бьют ценой и некоторые бьют широтой и полнотой ассортимента, а некоторые добивают сервисом, то у этих ребята сервис и свежесть - это основа. И мне очень приятно, что в нашем Че таких заведений порядком.
И то-ли еще будет. Я знаю две компании, которые тут не представлены, но скорот начну жечь напалмом сервиса и уникальными торговыми предложениями по низким ценам дискаунтеров.
Вот)
А в следующий раз я сделаю рейтинг 5 самых противных, грязных и неудачных магазинов Че)
Или просто мы посмотрим на то, как не надо делать.
Пошел спать. Пост будет автоопубликован в разгар рабочего четверга. Ура!
Journal information